НОЦ "Контроллинг" | МГТУ им. Н.Э. Баумана | Кафедра "Экономика и организация производства" |

Статья Фалько С.Г. (3)

Безымянный Фалько С.Г.,
главный редактор,
проф., д.э.н.,
Зав. каф. «Экономика и организация производства» МГТУ им.Н.Э.Баумана


КОНТРОЛЬ КАК ПРИНЦИП НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ КАРОЛЯ АДАМЕЦКИ

К 150-летию со дня рождения Кароля Адамецки

Краткая биографическая справка

Адамецки, Кароль (18.03.1866, Даброва Горница – 16.05.1933, Варшава) – выдающийся польский инженер- металлург и ученый в области организации производственных процессов в 1884 г. окончил Высшую ремесленную школу в г. Лодзь с золотой медалью. В 1891 году окончил Петербургский технологический институт и работал на металлургическом заводе г. Даброво сначала в техническом бюро, а затем в качестве помощника начальника жестопрокатного стана. Кароль Адамецки, начиная с 1899 г., много лет проработал на металлургических предприятиях юга России и Урала: завод Гартмана в г. Луганске в должности начальника прокатного цеха. Через два года он занял пост технического директора металлургического завода в г. Екатеринославле (ныне г. Днепропетровск) и работал в этой должности до 1905 г. Затем он возвращается в Польшу и работает на металлургическом заводе в г. Островце, а оттуда вновь воз- вращается в Россию в качестве технического консультанта на Богословский металлургический завод (Урал).

Возвратившись в Варшаву, Адамецки К. организовал собственное консультационно-техническое бюро и консультировал производство вагонов. В период 1915 –1918 г.г. Адамецки К. вновь в России и занимается консультированием металлургических заводов (г. Кременчуг).

После возвращения в независимую Польшу Адамецки К. читает лекции по металлургии и прокатному производству в Варшавском политехническом институте на механическом отделении. В 1922 г. он основал кафедру «Основы организации труда и промышленных предприятий» в Политехническом институте и руководил ее до конца жизни.

В период 1925 –1933 г.г. Адамецки К. руководит Институтом научной организации труда в Варшаве, в создании которого он принимал активное участие.

Мировая наука высоко оценила достижения К. Адамецки в области графических методов организации производства. В 1932 г. на 5-м Конгрессе по научной организации труда и производства в Амстердаме ему была присуждена золотая медаль CIOS1 «За выдающиеся литературные и практические работы в области научного управления».

Основные научно-практические достижения Кароля Адамецки

Начиная с 1896 г., К. Адамецки систематически работает над проблемами организации металлургического производства. Результаты своих исследований он доложил на заседании Екатеринославского технического общества в феврале 1903 г., т. е. на месяц раньше выступления Тейлора в ASME (Американское общество инженеров-механиков) . Несмотря на то, что К.Адамецки и Ф.Тейлор работали абсолютно независимо друг от друга, их основные мысли совпадали. Любопытно, что оба докладчика для убедительности прибегли к одинаковому образному сравнению — чертежу. Перед тем как начать работать, необходимо построить «чертеж» организации работы. Это требование так же обязательно, как и наличие чертежа машины, прежде чем она будет изготавливаться. Другими словами, Адамецки, как и Тейлор, принципиально отвергал «рутину» и последовательно выступал за организацию производства на базе строгого инженерного расчета. Но если для Тейлора чертеж – только образ, то Адамецки прямо указывал на универсальное значение чертежа. Уже в 1896 г. Адамецки предложил графики (чертеж) в качестве инструмента для взаимоувязки людей и машин в единое целое. Позже эти графики стали называть «гармонограммы Адамецкого».

В результате анализа прокатного производства Адамецки пришел к выводу, что «для получения большого количества продукции скорость отдельных операций имела подчиненное значение». Главное заключалось в подборе оборудования, обеспечивающего согласование по мощности, а, следовательно, и минимальные простои машин и людей. Таким образом, «графики дают уже основные указания не только на то, каким образом должны функционировать совместно действующие органы, чтобы иметь максимальную производительность, но также дают нам указания на то, каким образом это оборудование и органы должны быть правильно подобраны с точки зрения своих экономических характеристик». Благодаря применению гармонограмм в прокатном производстве объем продукции вырос в 3 раза. Графики Адамецки имеют универсальный характер как с точки зрения серийности производства, так и вида продукции. Сам автор применял их кроме прокатного дела к строительным и ремонтным работам.

На основании большого числа практических работ по построению графиков коллективной деятельности Адамецки удалось сформулировать один из важнейших законов организации – закон гармонии. «Подбирать органы в соответствии с их графическими характеристиками, а затем необходимо, чтобы эти органы функционировали в тесной между собой связи таким образом, чтобы каждая операция происходила в свое время» — вот основное содержание закона гармонии. Этот закон тесно связан с такими основополагающими законами организации производства, как разделение труда и концентрация элементов производства.

Кароль Адамецки одним из первых обратил внимание на зависимость себестоимости от интенсивности труда. На основе изучения закономерностей формирования себестоимости продукции он сформулировал закон оптимального производства, который является теоретической базой научной организации производства.

Независимо от Тейлора, Адамецки постулировал необходимость создания технически обоснованных норм времени. К обоснованным нормам Тейлор пришел через зарплату, а Адамецки – через гармонограммы.

Мировая наука оценила достижения К. Адамецки на- ряду с заслугами Тейлора. В 1932 г. ему была присуждена золотая медаль CIOS.

Контроль как принцип научного менеджмента

Адамецки был одним из первых, кто обратил вни- мание на важность такого принципа научной организации, как контроль. Основные задачи контроля К. Адамецки видит в проверке и оценке отклонений от идеального плана или требований, а также в определении причин этих отклонений. Вспомним, что из 12 «принципов производительности» Эмерсон особенно выделяет контроль, который должен быть точным, достаточным, непрерывным и быстрым. К. Адамецки же выступает с позиций равновесия к этим требованиям. Ведь высокая точность несовместима с быстротой. Непрерывность контроля удорожает производство в тех случаях, когда можно обойтись периодическим контролем.

Ниже приведены выдержки из книги Кароля Адамецки «О науке организации» (М.: Экономика, 1972), посвященные задачам контроля.

Первая задача контроля

Первой задачей контроля является проверка, соответствует ли выполнение плану или тем идеальным требованиям, которые были подготовлены на основе анализа; контроль при этом должен определить степень отклонения процесса выполнения идеальных требований.

Внешне кажется, что задача контроля в значительной степени уменьшается по мере того, как процесс осуществления проходит все более совершенней и приближается к идеальным требованиям. Однако нельзя забывать, что совершенство исполнения является в значительной степени результатом непрерывных сравнений c идеальными требованиями или контролем. Можно сказать, что контроль играет роль барьера, который направляет процесс исполнения к установленным идеальным требованиям.

Невозможно себе представить, чтобы исполнение полностью совпадало с намеченным и установленным планом или идеальными требованиями, если мы не будем проверять неустанно ход выполнения поставленных задач.

Контроль как средство сравнения хода исполнения с планом и определения размеров отклонений от плана тесно связан с планом и полностью от него зависим. Чем план более разработан в деталях, чем он более точен, тем более детальным и точным должен быть и контроль.

Эмерсон, говоря о контроле (проверке) как об одном из двенадцати принципов производительности, подчеркивает с особым ударением, что контроль дол- жен быть «точным, достаточным, неустанным (непрерывным) и быстрым». Невозможно лучше и убедительней сформулировать качества эффективного контроля. Отсутствие какого-либо из них сильно уменьшает их совершенство и ослабляет значение и эффективность контроля.

Между этими качествами контроля, однако, должно быть определенное равновесие. Эффективность контроля может уменьшится, если, например, по причине чрезмерно сильного стремления к точности невозможно осуществлять контроль хода исполнения непрерывно и быстро. Одновременно не следует также из-за непрерывности и быстроты допускать снижение точности контроля.

Наконец, контроль согласно главной цели научной организации – достижение наибольшего полезного результата при наименьших затратах средств – не должен быть слишком сложным и дорогим. Необходимо помнить, что контроль является средством, а не целью.

Чтобы первая задача контроля могла быть выполнена самым простым эффективным способом, контроль должен учитывать степень важности показателей, которые должны быть ему подчинены.

Вторая задача контроля

Контроль как принцип научной организации, кроме задачи проверки отклонения от установленного плана идеальных требований, имеет еще другую важную цель, а именно: определение причин этих отклонений. Выполняя эту цель, контроль не только дает нам указания, что следует предпринять, чтобы согласовать исполнение с планом, но как бы играет роль повторного анализа показателей и условий, от которых зависит расход производственных средств и полезный эффект. Стало быть, мы проверяем при этом не только сам ход исполнения, но также результаты анализа, на основе которого был установлен план.

Во время контроля могут проявляться новые факторы и условия, которые не были предвидены при анализе, или может определиться степень влияния факторов, которые при анализе были признаны как менее важные, а также сознательно опущенные в целях выполнения задания с известным приближением. Таким образом, контроль дает нам новые указания, позволяющие принять следующую, более совершенную версию плана исполнения работ.

Следовательно, мы видим, что контроль есть необходимый этап в совершенствовании организации. Он является как бы ключом, открывающим все более далекие горизонты прогресса, а также таким средством, которое позволяет затем вносить улучшение в планы- идеалы. Будучи таким необходимым орудием во всей цепи постепенного проведения усовершенствований в организации, контроль тем более не может быть снят или ослаблен, так как это было бы равносильно тормозу прогресса в производственных процессах.