Статья Фалько С.Г. (111)
Фалько С.Г., главный редактор, проф., д.э.н., Зав. каф. «Экономика и организация производства» МГТУ им. Н.Э.Баумана |
Введение
25 апреля 2017 г. в МГТУ им. Н.Э.Баумана состоится очередная конференция, посвященная «русской системе обучения ремёслам». С программой конференции можно ознакомиться на сайте www.bmstu.ru. Хорошо, что поддерживается интерес к истории Университета и его достижениям в деле обучения инженеров. Однако беспокоит тот факт, что многие лица, упоминающие словосочетание «русская система» или «русский метод обучения ремеслам» по разным поводам, слабо, а то и вовсе, не понимают сути метода.
В Императорском техническом университете во второй половине 19-го века была разработана «рациональная» система обучения «механическим мастерствам», которая позже получила название «русской системы обучения ремеслам». Работой по созданию системы руководили заведующие учебными мастерскими Д. Советкин и А. Платонов. Хотя «русская система» была предназначена для специфического «производства» — обучения будущих инженеров, она позже использовалась при организации промышленного производства.
Несмотря на то, что в обиходе равнозначно используются оба термина: «метод» и «система», правильно было бы говорить о «методе» в составе «системы». Как известно, система включает взаимосвязанные элементы по достижению поставленных целей. Цели были сформулированы в виде 4-х требований:
- минимальное время на изучение приемов работы;
- легкий контроль последовательности занятий
- осмысленное систематическое усвоение занятий;
- легкий и удобный способ оценки успехов каждого воспитанника.
Метод обучения строился по следующим принципам:
- изучение основных «искусств» (токарного, столярного, кузнечного, слесарного, модельного и.т.д.) в порядке возрастания сложности;
- наличие учебных пособий (коллекций), дополняющих устные инструкции, в виде моделей инструментов в увеличенном (как правило в 6 раз) масштабе и с указанием видов работ, для которых они предназначены;
- наличие коллекции измерительных инструментов с указанием областей и способов их применения;
- наличие коллекции правильно выполняемых работ, расположенных в определенной последовательности;
- обучение воспитанников не изготовлению отдельных изделий, а наилучшему исполнению последовательности работ, комбинируя которые можно выполнить любое задание по изучаемому ремеслу.
Последний пункт в методе можно было бы характе- ризовать в современной терминологии как переход от «объектного» к «процессному» подходу.
Если воспитанник четко следует методу, то он наибо- лее рациональным образом, т. е. за минимальное время, освоит всю область работ этого рода, при этом можно легко контролировать и оценивать успехи обучающихся.
Авторам метода не хватило буквально одного шага:математического расчета норм времени и изучения наилучших приемов выполнение работ, чтобы вплотную при- близиться к тейлоризму.
Д. Советкин и А.Платонов разработали систему обучения, которая включала метод. «Русскую систему обучения ремеслам» можно с полной ответственностью отнести к организационно-управленческим инновациям в области обучения будущих инженеров. Кроме того, она легла в основу разработок Ф.Тейлора, который выделял операции и определял нормативное время на их выполнение, а также исследовал наилучшие приемы выполнения операций, чтобы повысить производительность и заработок рабочих. Можно утверждать, что «русская система» была предтечей тейлоризма.