НОЦ "Контроллинг" | МГТУ им. Н.Э. Баумана | Кафедра "Экономика и организация производства" |

Статья Фалько С.Г. (111)

Безымянный Фалько С.Г.,
главный редактор,
проф., д.э.н.,
Зав. каф. «Экономика и организация производства» МГТУ им. Н.Э.Баумана


«Русский метод» как элемент «русской системы обучения ремеслам»

Введение

25 апреля 2017 г. в МГТУ им. Н.Э.Баумана состоится очередная конференция, посвященная «русской системе обучения ремёслам». С программой конференции можно ознакомиться на сайте www.bmstu.ru. Хорошо, что поддерживается интерес к истории Университета и его достижениям в деле обучения инженеров. Однако беспокоит тот факт, что многие лица, упоминающие словосочетание «русская система» или «русский метод обучения ремеслам» по разным поводам, слабо, а то и вовсе, не понимают сути метода.

Сущность «русского метода» и «русской системы обучения ремеслам»

В Императорском техническом университете во второй половине 19-го века была разработана «рациональная» система обучения «механическим мастерствам», которая позже получила название «русской системы обучения ремеслам». Работой по созданию системы руководили заведующие учебными мастерскими Д. Советкин и А. Платонов. Хотя «русская система» была предназначена для специфического «производства» — обучения будущих инженеров, она позже использовалась при организации промышленного производства.

Несмотря на то, что в обиходе равнозначно используются оба термина: «метод» и «система», правильно было бы говорить о «методе» в составе «системы». Как известно, система включает взаимосвязанные элементы по достижению поставленных целей. Цели были сформулированы в виде 4-х требований:

  1. минимальное время на изучение приемов работы;
  2. легкий контроль последовательности занятий
  3. осмысленное систематическое усвоение занятий;
  4. легкий и удобный способ оценки успехов каждого воспитанника.
При построении системы была выдвинута и реализована идея отделения учебных мастерских от мастерских завода, чтобы избежать «обучения вприглядку» со всеми его минусами. В заводских мастерских можно разрешать работать лишь после усвоения необходимых приемов мастерства. Однако одного отделения мастерских мало.

Метод обучения строился по следующим принципам:

  • изучение основных «искусств» (токарного, столярного, кузнечного, слесарного, модельного и.т.д.) в порядке возрастания сложности;
  • наличие учебных пособий (коллекций), дополняющих устные инструкции, в виде моделей инструментов в увеличенном (как правило в 6 раз) масштабе и с указанием видов работ, для которых они предназначены;
  • наличие коллекции измерительных инструментов с указанием областей и способов их применения;
  • наличие коллекции правильно выполняемых работ, расположенных в определенной последовательности;
  • обучение воспитанников не изготовлению отдельных изделий, а наилучшему исполнению последовательности работ, комбинируя которые можно выполнить любое задание по изучаемому ремеслу.

Последний пункт в методе можно было бы характе- ризовать в современной терминологии как переход от «объектного» к «процессному» подходу.

Если воспитанник четко следует методу, то он наибо- лее рациональным образом, т. е. за минимальное время, освоит всю область работ этого рода, при этом можно легко контролировать и оценивать успехи обучающихся.

Авторам метода не хватило буквально одного шага:математического расчета норм времени и изучения наилучших приемов выполнение работ, чтобы вплотную при- близиться к тейлоризму.

Вывод

Д. Советкин и А.Платонов разработали систему обучения, которая включала метод. «Русскую систему обучения ремеслам» можно с полной ответственностью отнести к организационно-управленческим инновациям в области обучения будущих инженеров. Кроме того, она легла в основу разработок Ф.Тейлора, который выделял операции и определял нормативное время на их выполнение, а также исследовал наилучшие приемы выполнения операций, чтобы повысить производительность и заработок рабочих. Можно утверждать, что «русская система» была предтечей тейлоризма.