Статья Фалько С.Г. (313)
Фалько С.Г., главный редактор, проф., д.э.н., Зав. каф. «Экономика и организация производства» МГТУ им. Н.Э.Баумана |
Введение
Несколько фактов, характеризующих Швейцарскую высшую техническую школу Цюриха (ETH ZURICH)2, основанную в 1855 г. Общее число сотрудников и обучающихся в ней составляет более 28 600 человек. Из них:
Бакалавры и магистры – 15 800
Докторанты (аспиранты) – 4 000
Профессора – 480
Научные сотрудники – 5 800
Технические и административные работники – 2550
Среди выпускников ЕТН 21 лауреат Нобелевской премии (в числе которых Альберт Эйнштейн и Вольфганг Паули), один лауреат Медали Филдса и два обладателя Притцкеровской премии (за достижения в области архитектуры). Ежегодно ЕТН оформляет около 90 патентов и 200 изобретений. Согласно рейтинга Times Higher Education World University (THE), ЕТН занимает 9 место, а в рейтинге QS – 8 место в мире. Несколько скромнее Швейцарская высшая техническая школа Цюриха представлена в рейтинге ARWU (Academic Ranking of World Universities) – 19 место. Согласно данным этих рейтингов, ведущие отечественные технические университеты находятся в середине 3-й и 4-й сотни. Ежегодный бюджет университета составляет 1,8 млрд швейцарских франков (CHF)3. Из государственного бюджета ЕТН получает около 1,3 млрд CHF, и более 450 млн CHF – средства различных фондов и спонсоров. Прочие поступления в бюджет составляют 50 млн CHF (продажа лицензий, услуги образовательной и прочей деятельности).
Основы построения системы риск-менеджмента в ЕТН
Риск-менеджмент охватывает все подразделения университета и учитывает как внутренние, так и внешние потенциально возможные риски. В основе построения риск-менеджмента лежит признанный в мировом сообществе стандарт ISO 31000. Согласно стандарту, риски идентифицируются, анализируются, документируются и контролируются. Цель системы риск-менеджмента заключается в защите материальных и нематериальных ценностей ЕТН, которые определяют успешность университета. В первую очередь речь идет о человеческом капитале, инфраструктуре и репутации.
Согласно Уставу ЕТН, шести институтам предоставлена автономия в области образования, исследований и дополнительных услуг. Автономия предполагает, что эти институты несут ответственность за риски и информируют Совет ЕТН о ситуации с различными видами рисков.
Высшее должностное лицо института, ответственное за риск-менеджмент, информирует Президента и Совет ЕТН о наиболее существенных видах и объемах рисков и их влияния на институты, а также предоставляет план мероприятий по управлению рисками.
Организация и процесс риск-менеджмента
На рис.1 представлена организационная схема риск- менеджмента в ЕТН.
Как видно из рис.1, Президент ЕТН несет общую ответственность за риск-менеджмент. Ответственность за организацию и внедрение системы риск-менеджмента возложена на вице-президента по финансам и контроллингу. Комиссия по риск-менеджменту, возглавляемая вице-президентом по финансам и контроллингу, консультирует Президента и руководителей института по всем вопросам риск-менеджмента, включая риски финансирования и страхования. В задачи комиссии входит разработка процессов по сбору данных о рисках, их оценке и преодолению, а также контроллинг рисков.
Контроллинг и координация рисков на уровне институтов и отделов осуществляется под руководством департамента контроллинга рисков.
Ключевые виды рисков для ЕТН
К ключевым видам рисков относят риски, обладающие наибольшим потенциалом негативного воздействия на финансы и репутацию университета. Перечислим некоторые из них:
• Важнейший для ЕТН риск – не допустить снижения качества человеческого капитала по различным причинам, поскольку высококвалифицированные преподаватели, исследователи, обучающиеся и сотрудники (человеческий капитал) считаются решающим фактором успешности ЕТН;
• Риск снижения объемов финансирования из гос- бюджета и от спонсоров, оказывающих существенное воздействие на количество и качество оказываемых услуг учебного и научного характера;
• Репутационные риски, обусловленные снижением качества преподавателей и исследователей из-за невозможности оплачивать их работы в соответствии с квалификацией. Как следствие, снижается приток обучающихся и сокращается количество ученых и преподавателей, желающих продолжать работу в ЕНТ.
Выводы
Успехи ЕТН связаны не только с впечатляющей историей, но и пониманием того, что прошлые заслуги не обеспечивают гарантии успешности в будущем. В современных условиях Университет должен не только привлекать лучшие кадры и включаться в исследования по перспективным направлениям, но и выстраивать адекватные системы менеджмента, в том числе риск- менеджмента.
Опыт ЕТН в построении системы риск-менеджмента, на мой взгляд, целесообразно хотя бы частично перенять ведущим университетам России, особенно тем, которые стремятся подняться выше в престижных между- народных рейтингах.