Статья Фалько С.Г. (317)
Фалько С.Г., главный редактор, проф., д.э.н., Зав. каф. «Экономика и организация производства» МГТУ им. Н.Э.Баумана |
Введение
Успешное развитие вновь создаваемых предприятий зависит не только от удачной идеи бизнеса, но и от выбора соответствующей бизнес-модели в условиях цифровизации экономики.
Как показывает практика, цифровые бизнес-модели позволяют молодым предприятиям сравнительно быстро и успешно закрепляться на новых и/или существующих рынках, предлагая клиентам более качественные продукты и услуги. Данный тезис подтверждается результатами on-line опроса, проведенного научными сотрудниками кафедры управления предприятиями и контроллинга Университета в г. Бамберг (Германия) под руководством профессора В. Беккера.
Объект и предметы исследования
Было обследовано более ста юных предприятий различных отраслей на стадиях зарождения и роста. Среди
опрошенных предприятий были:
• частные компании по оказанию услуг (30%);
• торговля и транспорт (17%);
• финансы, аренда, консалтинговые услуги предприятиям (13%);
• предприятия по переработке, энерго- и водоснабжению (5%);
• строительство (1%);
• прочие (34%).
В ходе опроса исследовалось влияние цифровизации (дигитализации) на выбор бизнес-модели, а также была сделана попытка выявить барьеры, препятствующие внедрению цифровых моделей.
Немалые трудности при проведении опроса состояли в описании и толковании для опрашиваемых предприятий терминов «цифровизация (дигитализация)» и «бизнес-модель».
Дело в том, что относительно термина «цифровизация» до настоящего времени продолжаются активные дискуссии среди ученых и практиков. Чаще всего термин отождествляется с информационно-коммуникационными технологиями, на основе которых проводится анализ и передача данных. Однако это слишком упрощенное толкование термина, поэтому в исследовании было принято более широкое определение: «Цифровизация это частичная или тотальная трансформация бизнес-моделей на основе информационно-коммуникационных технологий с целью роста добавленной стоимости предприятия».
Относительно термина «бизнес-модель» также нет единства. Одни считают, что бизнес-модель это часть деятельности предприятия, например, бизнес-модель продаж или производства. Другие идентифицируют предприятие с бизнес-моделью, которая при определенных обстоятельствах может выходить за рамки предприятия. В исследовании было принято следующее определение: «Бизнес-модель это упрощенная и структурированная конструкция отдельных аспектов трансформации ресурсов предприятия, а также обмен этими ресурсами с другими участниками рынка».
Влияние цифровизации на выбор бизнес-модели
Для оценки влияния была выбрана пятибалльная школа с соответствующими лингвистическими переменными (табл. 1).
Как видно из результатов опроса, абсолютное большинство участников опроса оценивают влияние цифровизации на выбор модели как «сильное» и «очень сильное». В таком результате нет ничего удивительного, поскольку новые предприятия видят собственные перспективы в использовании преимуществ информационно-коммуникационных технологий по привлечению клиентов из традиционных рынков за счет лучших сервисов. Кстати, среди опрошенных никто не сказал, что цифровизация вообще не оказывает никакого влияния на выбор бизнес-модели.
Барьеры при внедрении цифровизации в новых предприятиях
Результаты опросов представлены в таблице 2. Было предложено оценить 4 сформулированных барьера: недостаточная компетентность, технические проблемы, недостаточная безопасность, высокие затраты.
Необходимо отметить, что недостаточная компетентность персонала, отнесенная к основным барьерам, также оказывает влияние на сравнительно высокую оценку технических проблем и проблем с недостаточной безопасностью.
Выводы
Цифровизация (дигитализация) экономики оказывает очень существенное влияние на выбор бизнес-модели новых предприятий.
Переход на цифровые бизнес-модели дают новым предприятиям шансы быть конкурентоспособными, однако для успешного внедрения новых бизнес-моделей необходимо повышать уровень компетентности персонала.
- ↑Материалы статьи базируются на публикации Вольфганга Беккера и Кристофа Файхтингерга в журнале Controller Magazin. 2018. №5.