Статья Фалько С.Г. (220)
Фалько С.Г., главный редактор, проф., д.э.н., Зав. каф. «Экономика и организация производства» МГТУ им. Н.Э.Баумана |
Кафедра экономики и организации производства совместно с кафедрами факультета Специального машиностроения МГТУ им. Н.Э. Баумана ведет подготовку магистров по программе «Системное проектирование», направление подготовки 24.04.01 «Ракетные комплексы и космонавтика».
Изучение библиографий рабочих программ дисциплин данного направления подготовки показывает, что преподаватели кафедры при чтении лекций и проведении практических занятий опираются в основном на зарубежную литературу. Этот феномен легко объясним: дисциплина «системотехника»1 практически исчезла в начале 90-х годов прошлого века из учебных планов вместе с перепрофилированием более 30 кафедр в технических вузах [3]. Как следствие, прекратились публикации статей, монографий и учебников по данному направлению. В США и Западной Европе направление Systems Engineering (Системное проектирование) продолжало активно развиваться не только в области проектирования программных продуктов, но и в авиационной и ракетно-космической отрасли.
Во многом успехи NASA и EAS (Европейское космическое агентство) в области космической деятельности связаны с широким и активным применением концепции, методологии и инструментария системного проектирования. Вдвойне обидно, что богатая и успешна практика системного проектирования и управления требованиями при создании отечественной ракетостроительной промышленности в середине прошлого века осталась не изученной и не опубликованной в отечественной научно-методической литературе.
Никакая статья, тем более редакторская, не в состоянии описать даже сотую долю от накопленного более чем за 30 лет опыта в области организации и управления процессами проектирования и производства ракет в СССР. В первую очередь будут приведены фрагменты из опыта Сергея Павловича Королева, его ближайших помощников и коллег из смежных организаций. Не нужно рассказывать о том, кто такие С.П. Королев, В.П. Глушко, В.П. Бармин, В.И. Кузнецов, В.П. Мишин, Н.А. Пилюгин, М.С. Рязанский, В.Н. Челомей, Б.Е. Черток и многие другие. Эти и другие имена вписаны во всемирную энциклопедию космонавтики [1].
Фрагмент 1
Принцип «Довести свои идеи до технического осуществления» был главенствующим для всех главных конструкторов того времени – создателей ракетно-космической техники (РКТ).
Весьма интересен подход к реализации выдвинутого принципа, принятый С.П. Королевым и его соратниками: «Мы должны искать успеха не в талантах отдельных лиц, а в энтузиазме всех». Дело в том, что обеспечение гармоничности конструкции и надежность эксплуатации ракетно-космических систем (РКС) предполагало огромные усилия большого числа разнородных коллективов, которыми нужно руководить с единых технических позиций. Поэтому необходима общность идей, глубокое взаимопонимание и коллективные действия всех главных конструкторов
Фрагмент 2
Конструкторское бюро Королева (ОКБ-1) было организовано так, что при всей динамичности оно сохраняло принцип обеспечения замкнутого цикла разработки ракет: от проектирования до испытания. Сложность конструкции ракеты предполагала широкую кооперацию и координацию работ со смежными организациями, выполнявшими задания ОКБ-1. Особую значимость приобретала сбалансированность требований к отдельным элементам и агрегатам, при этом должны были выполнены тактико-технические требования к ракете в целом. В ОКБ-1 были созданы специальные подразделения по работе со смежниками, что обеспечивало увязку всех подсистем и элементов на самых ранних стадиях проектирования.
В современной терминологии речь шла об эффективной организации и управлении процессами формирования требований (Requirements Engineering).
Фрагмент 3
В те годы был предложен и осуществлен на практике принцип «Партнерство главных конструкторов», хотя он не был утвержден директивными органами. По сути дела, это был межведомственный орган, решения которого были обязательными для всех участников работ. Благодаря работе Совета главных конструкторов сокращались сроки согласования составных частей ракеты и не допускались в дальнейшем существенные изменения в агрегатах ракеты, поскольку это приводило к цепочке последующих изменений в других агрегатах и элементах ракет.
Фрагмент 4
Производство ракет в 50–60-е годы было построено по принципу автаркии, то есть завод делал все сам, начиная от специальной гайки и заканчивая сборкой изделия. Королев и его коллеги понимали, что это устаревший подход, который ведет к большим издержкам и низкой загрузке мощностей. «Пришла пора создать для нашей техники специализированные заводы готовых изделий. Может быть, это касается арматуры, электрооборудования, тех же механических приборов. Это позволит разгрузить наше производство. Такая широкая кооперация позволит сократить стоимость изделия и создать нормальные условия для производства»2.
К сожалению, проблема стандартизации, широкой кооперации и совместного использования мощностей по-прежнему актуальна.
Фрагмент 5
Чувствительность ракетной конструкции к любым изменениям диктовала основной принцип ее конструирования: наличие достоверных исходных технических решений. Без них процесс проектирования превращается в бесконечный поток изменений, который можно охарактеризовать поговоркой «Нос вытащил – хвост увяз». Строгое соблюдение этого принципа позволяло вести параллельную разработку всех элементов ракеты. Самые чувствительные к изменению проектных решений элементы ракет – двигательная установка и система управления. Они наиболее трудоемкие в изготовлении и отработке, а также оказывают наибольшее влияние на летно-тактические характеристики.
Отечественная практика системного проектирования и управления требованиями в области ракетостроения зародилась до того, как в конце 60-х годов австрийский ученый биолог К.Л. Берталанфи сформулировал общую теорию систем, опираясь на работы предшественников. Опыт организации и управления комплексными проектами в области ракетостроения на основе системного подхода может стать хорошей базой для получения научных результатов в области менеджмента инновационных проектов. Будет очень жаль, если эту работу сделают наши конкуренты – новые развивающиеся космические державы.
1. Всемирная энциклопедия космонавтики. в 2-х томах. М.: Изд-во «Военный парад», 1-й том 2002; 2-й том 2011.
2. С.П.Королев и его дело. Свет и тени в истории космонавтики/ Составитель и ред. Г.С. Ветров. М.: Наука, 1998. 716 с.
3. Зимин В.Н., Фалько С.Г. Подготовка специалистов в области системного проектирования для ракетно-космической промышленности //Инновации в менеджменте, 2018. №2 (12). С.2–7.