НОЦ "Контроллинг" | МГТУ им. Н.Э. Баумана | Кафедра "Экономика и организация производства" |

Слово главного редактора 1

Безымянный Фалько С.Г.,
проф., д.э.н.,
Зав. каф. «Экономика и организация производства» МГТУ им.Н.Э.Баумана


Уважаемый читатель!

Перед Вами первый номер журнала «Инновации в менеджменте» и, наверное, возникает вполне закономерный вопрос: зачем еще один журнал по инновациям? Сегодня и так уже немало издается журналов, содержащих в названии слово «инновации». Только в списке ВАК три журнала, посвященных различным аспектам инновационной деятельности.

Однако выясняется, что большинство статей в родственных журналах посвящено менеджменту продуктовых, процессных или технологических инноваций в различных сферах деятельности. А наш журнал имеет свое чётко выраженное позиционирование на «широких просторах» инновационной деятельности: он посвящен организационным и управленческим инновациям, которые практически не освещаются в журналах инновационной направленности.

В самом начале книги Гари Хамела и Била Брина The Future of Management (кстати немцы издали у себя эту книгу под названием Das Ende des Managements, что можно перевести как «Конец менеджмента») читателю задается вопрос: «Кто управляет Вашим предприятием?» И после перебора нескольких вариантов ответов: директор, команда менеджеров и т.п., авторы отвечают: «Управление Вашим предприятием находится в руках небольшой группы давно умерших теоретиков и практиков менеджмента начала ХХ века, заложивших основы «современного» менеджмента!».

А ведь этот ответ очень близок к реальности. Если рассмотреть хронологию возникновения методов и инструментов менеджмента, широко применяющихся по настоящее время, то выяснится, что многие из них зародились в 30-е годы прошлого столетия. Например, стандарт-костинг, директ-костинг, бюджетирование, технико-экономическое планирование и т.п. восходят примерно к 30–36 гг. ХХ века. А первые упоминания о применении показателя ROI для анализа эффективности деятельности предприятия появились в журналах еще в 1919 году. О графиках Ганта в царской России уже знали до начала 1-й Мировой войны (публикации переводов работ Ганта появились в 1913 г., а сам метод был разработан в США на рубеже XIX–XX столетий). Теория и инструментарий межотраслевого баланса возникли в начале 20-х годов. Не столь «юны» концепции и инструменты стратегического планирования, разработанные BCG и McKinsey в конце 50-х, начале 60-х годов прошлого века. Метод ФСА также известен с 40-х годов. Перечень можно продолжить.

В последние 10–20 лет наша жизнь радикально изменилась с появлением персональных компьютеров, мобильных телефонов, Интернета, e-mail, on-line сообществ и т.д. Уже 2–3 года активно разрабатываются и продвигаются IBM, SAP, HP и другими гигантами ИТ-индустрии технологии и платформы Big Data. Но попробуйте назвать за этот же период новшества в практике менеджмента, открывающие принципиально новые возможности для предприятия! Их практически нет, если не считать «воскрешение» старых методов и инструментов под другими яркими названиями, то есть в другой «упаковке».

Анализируя временные разрывы между зарождением управленческой инновации и началом ее широкого применения, следует отметить, что зачастую они даже больше, чем в продуктово-технологических инновациях. Например, идея директ-костинга зародилась в 20-е годы ХХ столетия, а практическое применение получила лишь в 60-е годы. Почему же так консервативны менеджеры в отношении организационно управленческих инноваций? Причин, на мой взгляд, несколько:

  • управленческие инновации гораздо болезненней затрагивают статус и благополучие людей на предприятии, чем продуктовые или технологические инновации;
  • слишком велика инерция (консерватизм) работников в ситуации, если нужно мыслить и делать что-то новое, непривычное (например, люди не хотят мыслить процессно, их устраивает «уютный климат» функционального подхода к управлению и т.п.);
  • эффективность от внедрения управленческих инноваций не столь очевидна в краткосрочном плане, поэтому у инициаторов не всегда хватает терпения дождаться результатов, и инновационный процесс прерывается как неуспешный.

У многих российских предприятий мало и неуспешно внедряются управленческие инновации по вполне банальным причинам: о них либо не знают, либо при внедрении не учитывают изменившиеся условия, по сравнению с тем временем, когда возникла идея, и стали заметны первые успешные опыты реализации управленческих инноваций.

Инициаторы создания журнала ставят перед собой задачу «просвещения», описания и обобщения успешного и неуспешного опыта внедрения управленческих инноваций, а также видят в журнале коммуникационную площадку, на которой будут «встречаться» и делиться ноу-хау теоретики и практики в области управленческих инноваций.

Поздравляя читателей и наших авторов, а также членов редакционного совета и редколлегии с началом нового издательского проекта, надеюсь на поддержку российских и зарубежных коллег из университетов и предприятий в плане написания теоретических и практических статей, согласия на интервью и обсуждения в различных формах.