НОЦ "Контроллинг" | МГТУ им. Н.Э. Баумана | Кафедра "Экономика и организация производства" |

Слово главного редактора 2

Безымянный Фалько С.Г.,
проф., д.э.н.,
Зав. каф. «Экономика и организация производства» МГТУ им.Н.Э.Баумана


Уважаемый читатель!

Глобальная конкуренция, высокая волатильность и неопределенность на быстро меняющихся рынках формируют новые требования к системам управления предприятиями. Успешен тот руководитель, который лучше предвидит, быстрее просчитывает варианты, вырабатывает рациональную стратегию поведения и принимает адекватные управленческие решения. В основе принятия наиболее рациональных и соответствующих складывающейся ситуации решений лежат современные концепции и методы анализа данных (см. табл. 1), каждая из которых поддерживается своей программно-аппаратной платформой.

Хронология концепций анализа данных
и их целевых задач

Таблица 1

Концепции анализа
Временной интервал
Целевые задачи
Decision Support 1970–1985 Анализ данных для поддержки решений
Executive Support 1980–1990 Анализ данных для поддержки управленческих решений менеджеров
Online Analytical Processing (OLAP) 1990–2000 Анализ многомерных таблиц структурированных данных
Business Intelligence (BI) 1990–2005 Поддержка решений на основе анализа данных (OLAP), фокусирующаяся на структурированной отчетности
Analytics 2005–2010 Поиск решений с фокусом на статистическом и математическом анализе данных
Big Data (BD) 2010–н/в Анализ с фокусом на очень больших, неструктурированных и быстроменяющихся данных с целью поиска новых продуктов, моделей бизнеса, нетрадиционных решений

Как видно из таблицы, очевиден тренд от концепций и методов анализа хорошо структурированных одномерных и многомерных данных к обработке больших объемов быстро меняющихся слабоструктурированных и совсем не структурированных данных.

При этом фокус внимания сосредоточен не столько на качестве анализа эффективности существующих процессов, рентабельности выпускаемых продуктов и услуг, доходности клиентов и т.п., а на поиске новых идей, продуктов, процессов и решений, позволяющих повысить конкурентоспособность предприятия. В России и за рубежом все более широко применяются системы поддержки и принятия решений на основе концепции и технологии ситуационных центров (СЦ).

Создание на предприятии единого центра интегрированного управления на основе технологий СЦ в сочетании с активно разрабатываемыми за рубежом платформами Big Data обеспечит комплексный анализ и групповую экспертную оценку вариантов управленческих решений на основе слабоструктурированных данных внешней среды.

Такого рода управленческие инновации в сфере анализа данных могут помочь менеджменту предприятий успешнее адаптироваться к возрастающим требованиям внешней среды.