Слово главного редактора 2
Фалько С.Г., проф., д.э.н., Зав. каф. «Экономика и организация производства» МГТУ им.Н.Э.Баумана |
Глобальная конкуренция, высокая волатильность и неопределенность на быстро меняющихся рынках формируют новые требования к системам управления предприятиями. Успешен тот руководитель, который лучше предвидит, быстрее просчитывает варианты, вырабатывает рациональную стратегию поведения и принимает адекватные управленческие решения. В основе принятия наиболее рациональных и соответствующих складывающейся ситуации решений лежат современные концепции и методы анализа данных (см. табл. 1), каждая из которых поддерживается своей программно-аппаратной платформой.
Хронология концепций анализа данных
и их целевых задач
Таблица 1
Decision Support | 1970–1985 | Анализ данных для поддержки решений |
Executive Support | 1980–1990 | Анализ данных для поддержки управленческих решений менеджеров |
Online Analytical Processing (OLAP) | 1990–2000 | Анализ многомерных таблиц структурированных данных |
Business Intelligence (BI) | 1990–2005 | Поддержка решений на основе анализа данных (OLAP), фокусирующаяся на структурированной отчетности |
Analytics | 2005–2010 | Поиск решений с фокусом на статистическом и математическом анализе данных |
Big Data (BD) | 2010–н/в | Анализ с фокусом на очень больших, неструктурированных и быстроменяющихся данных с целью поиска новых продуктов, моделей бизнеса, нетрадиционных решений |
Как видно из таблицы, очевиден тренд от концепций и методов анализа хорошо структурированных одномерных и многомерных данных к обработке больших объемов быстро меняющихся слабоструктурированных и совсем не структурированных данных.
При этом фокус внимания сосредоточен не столько на качестве анализа эффективности существующих процессов, рентабельности выпускаемых продуктов и услуг, доходности клиентов и т.п., а на поиске новых идей, продуктов, процессов и решений, позволяющих повысить конкурентоспособность предприятия. В России и за рубежом все более широко применяются системы поддержки и принятия решений на основе концепции и технологии ситуационных центров (СЦ).
Создание на предприятии единого центра интегрированного управления на основе технологий СЦ в сочетании с активно разрабатываемыми за рубежом платформами Big Data обеспечит комплексный анализ и групповую экспертную оценку вариантов управленческих решений на основе слабоструктурированных данных внешней среды.
Такого рода управленческие инновации в сфере анализа данных могут помочь менеджменту предприятий успешнее адаптироваться к возрастающим требованиям внешней среды.